Ташев-Хаджи (Закс). ЖЗЛ

В горной Чечне близ селения Саясань есть место, которое чеченцы считают святым: могила одного из вождей освободительного движения народов Северо-Восточного Кавказа в XIX в. Ташева хаджи. Над могилой высится небольшой мавзолей. В 1830 – начале 1840-х годов это имя пестрело в донесениях Кавказского командования российской армии с левого фланга Кавказской линии . Неоднократно Ташев хаджи сопоставлялся с Шамилем. «Он не одарен такими способностями, он даже менее храбр, чем Шамиль» , – писал штабс-капитан Пружановский, собиравший разведывательные материалы о горцах.

Далее на Чеченинфо

Реклама

5 комментариев в “Ташев-Хаджи (Закс). ЖЗЛ

  1. Можно было бы обработать эту статью и потом опубликовать. Много глупостей. К примеру, обойден вопрос национальности Ташу-хаджи, можно подумать, что он — кумык. Сказано ведь, проживал в Эндери, на Кумыкской плоскости. Вся закавыка в том, что в Эндери тогда жили и чеченцы и не факт, что кумыков там было большинство. Это первое, что заметил при беглом просмотре статьи.
    Второе, насчет отставания общественного устройства Чечни. Эта мулька была запущена с тем, чтобы оправдать беспримерное сопротивление чеченцев России, которая, куда же без этого, несла на Кавказ свет цивилизации! Кто сопротивлялся, тот, естественно, отсталый, дикарь, не могущий уразуметь всех прелестей российского правления. Все дело в том, что к концу 18 в., когда Россия начала продвигаться на Кавказ уже целенапрвленно, чеченцы освободились от своих феодалов. На равнине, конечно, в горах они и раньше жили общиной. Так что колонизаторов наши предки встретили будучи свободными людьми, внедрившими у себя демократические институты выборности своих руководителей, и потому они сопротивлялись беспримерно долго и упорно. Те же аварцы, к примеру, антифеодальную борьбу начали значительно позже и первые два имама воевали больше с ханами, поддерживаемымми русскими, чем с самими русскими. Вспомните хотя бы как был убит Гамзат-Бек и почему Шамиль бежал в Чечню. Окончательно Авария и некоторые другие области современного Дагестана были приведены под власть Шамиля при помощи Ташу-Хаджи и его чеченских соратников. После взятия Ахульго шамиль перебрался в Чечню. 7 марта 1840 г. на общенациональном съезде в Урус-Мартане чеченцы признали его своим имамом. В мае того же года чеченский наиб Оздемир совершил поход в земли кумыкских князей (район современной Махачкалы и земли южнее нее). Летом 10-тысячное войско Шамиля разбило союзные войска русского генрала Клюге фон Клюгенау, тарковского шамхала и Мехтулинского хана. 12-18 октября 1841 г. чеченский наиб Джаватхан вторгается в аварские земли для наказания непокорных Шамилю аулов. 22 октября ауховский наиб Улубий занял салатавсеие аулы Буртунай Хубар и привел их в покорность имаму. в ноябре того же года чеченские наибы во главе с Шамилем и Ташу-Хаджи снова совершают поход в Аварию с целью взятия присяги с покорившихся России аидалялских и койсубулинских обществ. Другими словами, бывшие уже свободными чеченцы не только возвысили Шамиля, но и помогли ему свергнуть власть ханов, беков и всяких нуцалов в других областях Дагестана, в том числе и в родной ему Аварии.
    Да, у меня вопрос: а почему чеченинфо и другие пророссийские чеченские порталы пропагандируют Ташу-Хаджи, Шамиля, абрека Зелимхана и т.д.? Вроде бы это же идеологические враги, выступали против России, за независимость, свободу. Они же, если следовать сегодняшним веяниям, сепаратисты недобитые, исламские экстремисты и террористы тоже, конечно, куда же без этого?

  2. Во первых, чужой материал не обрабатывается. Это элементарно.
    Во вторых, если есть вопросы …. к автору.
    В третьих (по вопросу о ЧИ), не стоит все сваливать в одну кучу и сравнивать божий дар с яичницей. Сравнение явно неудачное…..
    И …. четвертое …. (забегая вперед) …. Может каждый останется при своем и не стоит ломать копья?

  3. Ташу хьаж это не только наиб Шамиля и политический деятель, но и устаз Т1арикъата. Его мюриды называют его Воккха хьажи. И они говорят никто не знает откуда он пришел. Скорее всего он был не чеченцем, хотя не факт, что кумыком. Дала къинхетам бойла цунах, он был из тех кто распространил Ислам среди чеченцев.

  4. Ташу-Хаджи до марта 1840 г. был имамом Чечни, а после гибели Гамзат-Бека в 1834 г. еще и претендентом на пост имама всего Дагестана. Есть описание того, как выбирали имама Дагестана и почему Ташу-Хаджи «проиграл» Шамилю. Так вот у историков есть мнение, что он не захотел этого сам из политических соображений. Прежде всего потому, что Чечне, которая вела войну с Россией, необходима была поддержка от других народов, требовался тыл. Если бы на газават (по теперешнему, джихад) стал бы поднимать представитель Чечни, то не факт, что те же аварцы поддержали его, а не сторонников не противления России из своей среды. Своя рубашка ведь ближе к телу.
    Ташу-Хаджи — это личность историческая, но он человек в какой-то степени сакральный. Так бывает, когда один человек воплощает в себе власть политическую и духовную. Императоры Рима, к примеру, обожествлялись его подданными. Примерно, то же произошло и с Ташу-Хаджи. Он — святой, но он еще и человек, рожденный матерью от конкретного отца. Наши предки это, в их понимании, не соответствие небесного и земного решали просто: объявляли святого пришедшим из других мест, желательно от арабов, от курейшитов. Или же покрывали дымкой неизвестности.
    И потом, ислам чеченцы, хотя и не все общества, в значительной массе своей приняли на столетия раньше, чем жил Ташу-Хаджи. Настолько раньше, что вера не раз приходила в упадок и ее требовалось регенирировать. Этим занимался, к примеру, шейх Мансур в конце 18 века. Ташу-Хаджи очистил ислам и шариат и под этим флагом объединил чеченцев для борьбы с наступавшей на Кавказ России.
    Я в принципе не собирался спорить на исторические и тем более теологические темы. Да и не специалист я в этом. Меня интересовало и интересует другое: почему пророссийские чеченские порталы пропагандируют антироссийских чеченских героев, это же не их герои, разве нет? Ведь, если судить по идеологическим, скажем так, пристрастиям, то на их страницах не о Зелимхане надо бы писать, а о чеченцах, которые влились в состав карательных казачьих отрядов, и преследовали абрека до его смерти. Или же писать о героизме чеченцев из горской милиции, помогавших генералу Ермолову сжигать села и нивы своих соплеменников. Вот, тот же Мазлак Ушаев — ну чем не герой? Был нкведешником и делал то же, что делала и делает в Чечне современная ФСБ, в том числе упакованная и чеченцами… Я не хочу поддеть, я просто пытаюсь разобраться.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s