Чеченский Эвлияъ шейх Кунта-Хаджи Кишиев. ЖЗЛ

Шейх Кунта-Хаджи, сын Киши является самым ярким, общепризнанным во всём исламском мире чеченским святым — суфием, основателем суфийского братства зикристов. Кунта-Хаджи воистину пришёл в наиболее драматический час в судьбе своего народа и действительно спас его дух не только от существовавших, но и от ожидавших его позже, невероятных бед. Солнечные горы Эртана, возвышающиеся над Нохч-Мохком, тоже стали святыми с тех пор, как устами великого Кунта-Хаджи стали возвещать утомлённому, доведённому царизмом до отчаяния чеченскому народу мир, покой, согласие и единение в добре и вере.

Шейх Кунта-Хаджи родился в 1830 году в равнинном селении Чечни Мелча-Хи. Его отца звали Киши, мать — Хеди. Родители его вскоре переселились в горное селение Илсхан-юрт, где и прошло его детство. По преданию, рос он вполне смышленым ребенком, но был замкнут и любил уединение. Обучался арабскому письму, мог читать и писать. Исполнять обряд зикра он начал еще с юношества, и, по преданию, узнав об этом, имам Шамиль разгневался и вызвал к себе молодого Кунту. Тот явился к Шамилю, и имам, созвав Совет алимов, устроил ему экзамен. Кунта-хаджи выдержал экзамен на знание Корана и Сунны, и Шамиль оставил его в покое.

В возрасте 18 лет Кунта совершил паломничество в Мекку и с тех пор вел религиозно-проповедническую деятельность, осуждая войну и насилие в любых формах и проявлениях. Следует отметить, что основателем этого нового направления в Исламе считается шейх Абд аль-Кадир аль Гилани из Багдада (1077-1166). Существует предание, что Кунта-хаджи во время паломничества навестил могилу Абд аль Кадира, где и познакомился с учением Кадарийа. По другой версии идея зикра им была получена от самого Аллаха . Рассказывают, что во время паломничества утомленный Кунта-хаджи прибрел к колодцу в пустыне. Он услышал голос сверху с требованием спуститься в колодец. Спустившись, он наткнулся на небывалой красоты и размеров драгоценный камень. На камне высвечивалась надпись: "Кто возьмет этот камень, тот станет властелином мира". Шейх не взял камень и пренебрег земным царством. Пройдя немного по дну колодца, он наткнулся еще на один камень, и на этом камне светилась надпись: "Кто возьмет этот камень, тот станет обладателем рая". Когда Кунта-хаджи, взял этот камень и стал подниматься наверх, его окружили чудовища. Тут Аллах и повелел ему исполнить зикр: "Ла-Илл-Алаха-Ил-Аллах!". Когда он вырвался с помощью зикра из первого еруга, он вновь попал в окружение чудовищ. Аллах повелел ему исполнить зикр: "Уллилах!" и, повторяя "уиллах!", он ушел и от этих чудовищ. Так, совершая зикр, он поднялся на поверхность земли.

Из уст в уста последователями Кунта-хаджи передается и его обращение к чеченцам после возвращения из паломничества. Он сказал: "Мы из-за систематических войн катострафически уменьшаемся. Я не верю, что из Турции к нам придет помощь, что турецкий хункар (султан) желает нашей свободы и нашего спасения. Это неправда, так как сам хункар является таким же деспотом, как и русский царь. Верьте мне, я все это видел своими глазами, как видел прикрывающихся шариатом деспотов в арабских странах!". В своем трактате "Тарджамат макалати. Кунта-Шейх", изданном до революции в Дагестане, Кунта пишет:" Если человек безразличен ко всему и довольствуется тем, что ест и пьет, то он далек от нравственного совершенства. Если мюрид хочет знать, насколько он близок к Богу, Пророку и Учителю, то пусть посмотрит в свое сердце. Если оно поражено жаждой власти, то пусть знает, что он далек от Бога, Пророка и Учителя. Если сердце мюрида ноет, наполнено состраданием к людям, лишено неприязни и зависти, он близок к Богу, Пророку и Учителю… Убравший из своего сердца гнев, простивший обиду, стократ упоминающий Аллаха, молящийся за тех, кто злословит- раб Божий".

"Вместо оружия возьмите в руки четки и Коран", — призывал Кунта-хаджи чеченцев в разгар войны имамата Шамиля с Россией. Вполне естественно, что имаму Шамилю призывы Кунты не нравились, но зикризм был близок духу чеченцев в плане эмоциональном и не противоречил нахским адатам. Проповеди шейха о мире, братстве, поддержке обездоленных и сирот соответствовали общему настроению, душевному состоянию народа, доведённого длительной Кавказской войной до грани физического уничтожения. Кунта-Хаджи прекрасно понимал, что непримиримое сопротивление царской власти может привести чеченцев к полному уничтожению. Эта идеология противоречила идеологии газавата, требующей продолжения борьбы. Учение Кунта-хаджи яростно обличали и представители ортодоксального ислама, именуемые сейчас "вахабитами". Распространение зикризма не меньше, чем Шамиля, тревожило и российское военное командование, которое имело свои выгоды в этой войне. Для военных пацифизм Кунта-хаджи был намного опаснее и смертельнее газавата имама Шамиля. И они также преследовали его. Преследования российских властей и Шамиля, призывавшего драться "до последнего чеченца", заставили Кунту покинуть Кавказ и отправиться в Мекку.

Исторический спор имама Шамиля с эвлия Кунта-Хаджи завершился, как известно, тем, что вековое сопротивление горцев Северного Кавказа с несоизмеримо сильным и жестоким завоевателем было сломлено. Шамиль, породивший газават, стал почётным гостем российского царя, а конец жизни провёл в священной для мусульман Мекке. В этот переломный для народа период, когда решалась судьба жизни и смерти, вновь появился проповедник-миротворец шейх Кунта-хаджи Кишиев. Он с еще большим усердием стал проповедовать свои пацифистские идеи. Он призывал отдавать приоритеты вечным духовно-нравственным категориям, духовному и нравственному совершенству, а не сиюминутному благополучию. Наместник Кавказа, Главнокомандующий Кавказской армией, великий князь Михаил Романов в своем письме военному министру от 23 января 1861 года по этому поводу писал: "Возвратясь из путешествия своего в Мекку осенью 1861 года, Кунта-хаджи начал свою проповедь и вскоре приобрел в Чечне значительное число последователей и особое уважение народа». Как видим, царский режим интересовался Кунтой, и не поддержал его, хотя шейх проповедовал отказ от войны. Лорис Меликов по этому поводу высказывает особое мнение в своей служебной записке от 14 июня 1863г.: "Что касается до ареста Кунты, то я не могу ручаться, принесет ли мера эта пользу и будет ли она сообразна с теми обстоятельствами, о которых я могу судить только на месте. … Между тем удаление его, без сомнения, произведет возбуждение умов в народе, и для нас будет очень невыгодно, если взамен главы религиозной секты у чеченцев явится вождь восстания". В политическом отношении, стремлении к неограниченной власти Шамиль и русские императоры — близнецы, хотя и являлись злейшими врагами. Кунта-Хаджи же — их полный антипод. Для царизма люди с мировоззрением Кунта-Хаджи были куда более опасны, чем Шамиль. Для властей Кунта-Хаджи — смутьян, подбивающий людей служить не господам, а Богу. 3 января 1864 года Кунта-Хаджи , всю жизнь проповедовавший смирение, мир, доброту и справедливость, с ведома царя Александра II, вместе со своим братом Мовсуром были схвачены в районе Шали и сразу же отправлены в Новочеркасск че¬рез Владикавказ.

Весть об аресте шейха молнией пролетела по Чечне. Тысячи горцев бросились в Шали, полагая, что аресто¬ванные еще здесь. Цар¬ские чиновники предчувствовали такую реак¬цию и подтянули к Шалинскому укреплению сильный военный отряд во главе с князем Тумановым. Считая, что Кун¬та-Хаджи с братом еще здесь мюриды трижды посылали к князю депутацию с просьбой выдать им устаэа, но получили отказ. В конце концов, горцы побросали ог¬нестрельное оружие, со¬вершили омовение в ле¬дяной воде Басса и пош¬ли на верную гибель на выстроенные в боевой порядок царские войска. Солдаты встретили безоружную толпу картечью из артиллерий¬ских орудий и ружейны¬ми залпами. Тысячи людей было ранено, иска¬лечено. Только убитыми оказались по занижен¬ным сведениям 164 мюрида. В их числе и б женщин, пере¬одетых в мужскую одежду. После шалинской бойни зикризм был под запретом и уличенные в нем не¬медленно ссылались в Сибирь. На каторжные работы в Сибирь, таким образом, было сослано и 18 руководителей зикристов.

Шейх Кунта-Хаджи в то время под глубоким секретом содержался в городе Устюжно Новгородской гу¬бернии. Царская администра¬ция ликовала по случаю разгрома. Она щедро одаривала орде¬нами, медалями, деньга¬ми тех, кто принимал ак¬тивное участие в этом разбое. Награждены были капитан милиции Че¬ченского округа Довлетмирза Мустафин, полковники Арцу Чермоев и Вагап Аду. Особо был отмечен полковник Касим Курумов, который, « …проник¬нув в темные замыслы оного», установил глав¬ных деятелей и первым донес начальству о не¬обходимости пресечь повстанческую деятель¬ность зикристов. Полу¬чили награды и некоторые муллы — Абдулкадыр Хордаев, Идик Исламов, Мустафа Абдуллаев и Махмуд Баршиков.

Сам же Кунта Хаджи в тюрьмах Новочеркасска и Устюжино сполна испытал судьбу невольника. Письма шейха, которые так и не дошли до семьи и родственников, свидетельствуют о тяжких испытаниях, которые он переносил смиренно и с достоинством. Будучи выходцем из беднейшей части чеченцев, он пытался установить духовное братство и социальное равенство. Успех в борьбе с социальным злом он видел не в применении силы, а в нравственном самоочищении, возвышении, взаимной поддержке горцев, в вечном поиске Бога. Он признавал одну единственную власть — власть Бога. За его нравственную чистоту, поиски общего блага, высокую духовность в Индии Кунта-Хаджи непременно нарекли бы именем Махатма, что означает Учитель, а в Чечне народ его называет Эвлияъ , что означает Святой. Он не просто святой, а святой, пострадавший за новую философию, за новое мировоззрение. Он святой — великомученик!

С течением времени мир, к сожалению, не становится более справедливым, менее коварным и злым. Не сокращается и количество войн. Страны и люди пытаются завладеть наиболее совершенным оружием, применение которого поставит человечество на грань полного самоистребления. Именно поэтому для наиболее разумной части человечества всегда будут интересны и необходимы такие люди, как чеченец Кунта-Хаджи Кишиев. Такие как он — совесть земли. Они — истинные пророки Всевышнего на земле, несущие людям веру! Веру в добро, справедливость, веру в милость Всевышнего Творца, сотворившего людей разными по национальности, но едиными в своих возможностях познать истинность своего предназначения.

Л. Гудаев (по материалам сетевых ресурсов

Advertisements

22 comments on “Чеченский Эвлияъ шейх Кунта-Хаджи Кишиев. ЖЗЛ

  1. Re: вот мнение хажимуридов по некоторым вопросам

    Баркалла. Ваши ссылки существенно и в разы повысили информацией мой скромный пост. Перечитал внимательно и с большим интересом. К слову, не увидел и существенных противоречий, которые подчеркнул bilan_tsuro . Другой вопрос . что мой материал не столь насыщен и подробен как материалы в ссылках. Еще раз баркалла ..

  2. Re: вот мнение хажимуридов по некоторым вопросам

    Если у вас хватило терпения ознакомится со ссылками, честь вам и хвала).

    Поправки (кратко):

    1. Устаз не умел читать и писать, подобно Пророку (сас). Доказательств этому нет, так как он все-таки воспитывался алимами и шейхами. Но факт в том, что он сам лично не написал ни одной книги. Все письменные материалы вышли уже из-под пера его учеников. Сюда относится в первую очередь труд Шейха Абдуссалама «Довод мюридов» на арабском.

    2. Он из рода Пророка (сас). Опять же по единому свидетельству его мюридов.

    3. Тарикат он получил напрямую от Пророка (сас), другое дело его инициация могла быть проведена другим шейхом. Возможно его старшими друзьями: шейхом Гази Хаджи Зандаки и Ташу Хаджи.

  3. Re: вот мнение хажимуридов по некоторым вопросам

    Я не берусь оспаривать такие тонкие материи, но и однозначно не утверждал в тексте обратное. Единственное, что мне остается сослаться на Ваше знание (это видно и невооруженным глазом) темы. Баркалла.

  4. Reise

    Da, hoty ALLAH goworit, chto Muhammad eto posledmiy poslannik, u nekotoryh wse escho est somneniya chto i kto to drugoy po imeni Kuntu-Hadji yawlayetsy prorokom. Tebe brat pridetsy sa takie slowa etwechat esli konechno ty ne pokaeschsy.

  5. Snaniya

    Ty snachala naberis snaniya, potom ty ne budesch sdes o nebylizah raskasywat, ty sam hot prochel o chem ty napisal !!!! . Allah proschaet wse gehi , proschu teby sanimaysy islamom esli ty hochesch chto-to pro islam goworit, togda u teby ne budet oschibok.

  6. Re: Reise

    Не путай Устазов и Пророков…. И не навязывай свои ваххабитские штучки. Здесь они не пройдут…. Ты обратил внимание, что на замечания neznayushiy я согласился, а на твои нет…. Ты не понял почему?

  7. Много неточностей.

    Иласхан-Юрт не горное село.

    В Мелчу Хита Кунта Хаджи не родился, он родился в селении Лохарчу Г1онха са Гудермесом. Принадлежит Кунта-Хаджи к роду г1умхой.

  8. Анонс. Последнее пополнение в списках чеченской блого

    User referenced to your post from Анонс. Последнее пополнение в списках чеченской блогосферы. saying: […] Originally posted by at Анонс. Последнее пополнение в списках чеченской блогосферы. […]

  9. I’ll right away clutch your rss feed as I can not find your email subscription hyperlink or newsletter
    service. Do you have any? Kindly permit me recognize so that I may just
    subscribe. Thanks.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s