На днях прочел И. В. Маркелова "Поговорим о бурных днях Кавказа…". Книга посвящена кавказской истории, в основном — драматическим военным событиям XIX века, отразившимся в произведениях русской классической литературы. …
Хорошая и познавательная вещь …. Но речь не о книге … Недавно в ЖЖ пребросился парой коментов с одним из френдов о чувстве Родины. … Жаловался он (точнее она), что никак не может определиться с Родиной … Мол, родилась в одном месте, жила в другом … ну и т.д. … Так я о чем … Читая одну из глав этой книги, вспомнил и эту беседу … Почитайте … Интересная … и, … как мне думается ,… познавательная история …. (Даю в сокращении)
Не многие, думается, из современных русских читателей догадываются, что лермонтовский Мцыри, один из самых ярких и любимых персонажей отечественной классики, по национальности — чеченец!
… Для Белинского он — «пленный мальчик черкес» (черкесами тогда часто называли всех горцев), у Шевырева — «чеченец, запертый в келью монаха», сам Лермонтов нигде в тексте поэмы об этом определенно не говорит, но по ряду деталей можно все-таки судить и о национальной принадлежности героя.
Вспомним сцену поединка с барсом и слова Мцыри: «Как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков…» Все это замечательно перекликается со строками «Илли» — чеченской героической песни:
Мы родились той ночью,
Когда щенилась волчица,
А имя дали утром
Под барса рев заревой...
{Перевод Николая Тихонова)
… По рождению Захаров чеченец, его родной аул Дады-Юрт в наказание за набеги и в назидание всей остальной незамиренной Чечне в 1819 году был уничтожен русскими войсками. Упоминание об этой масштабной карательной операции имеется в записках Ермолова. «… Двор каждый почти окружен был высоким забором, и надлежало каждый штурмовать… Многие из женщин бросались на солдат.… Женщин и детей взято в плен до ста сорока, которых солдаты из сожаления пощадили как уже оставшихся без всякой защиты и просивших помилования, но гораздо большее число вырезано было или в домах погибло от действия артиллерии и пожара. .. Селение состояло из 200 домов 14 сентября разорено до основания…».
Облитого кровью трехлетнего ребенка, взятого из рук умирающей матери, солдаты доставили Ермолову, который захватил мальчика с собой в штаб-квартиру корпуса. Об этом потом в поэме «Мцыри» и упомянул Лермонтов:
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести...
Первоначально автор избрал эпиграфом к поэме французское изречение «Родина бывает только одна», но впоследствии заменил его строкой из Библии. Пленника Ермолов крестил и передал под присмотр казаку Захару Недоносову, откуда и пошла фамилия — Захаров. Когда ребенок подрос, его взял на воспитание двоюродный брат Ермолова — генерал П. Н Ермолов, командир 21-й пехотной дивизии. Обнаружив незаурядные способности мальчика, он направил его учиться в Петербургскую Академию художеств. Захаров завершил курс с серебряной медалью. Стал известным живописцем, за портрет Ермолова, выполненный в 1843 году, Захаров был удостоен звания академика. … Портрет генерала художник подписал так, как и обычно это делал: «П.Захаров, из чеченцев». С трех лет не слышавший родной речи выросший в русской семье и воспитанный в лоне русской культуры, он упорно выводил всякий раз на законченном полотне: Чеченец. Родина бывает только одна….
В ходе военной операции в Дады-Юрте в русский плен попал еще один двухлетний малыш — Озебай Айбулат. Его взял на воспитание прапорщик Нижегородского драгунского полка барон Михаил Карлович Розен. После Кавказа он служил в Польше. В Варшаве мальчика крес¬тили и нарекли по имени восприемника — великого князя Константина. Под этим именем Константин Михайлович Айбулат-Розен вошел в историю русской поэзии. Его ро¬мантической лирике были свойственны восточные мотивы стихотворение «Смерть» часто перепечатывалось и даже приписывалось Лермонтову.
Меня в свое время эта история очень поразила. До сих пор не могу до конца понять, как и почему Пётр Захаров, чеченец из Дади-Юрта, взялся за парадный портрет А.П.Ермолова.
http://pics.livejournal.com/tangut/pic/0009fzth
Трудно сейчас на это ответить.Не знаю…
Уважаемый Табриз Шахиди… Вы не в ту тему влезли… Рассматриваю Ваш пост как спам… и удаляю….Извините…
Большая разница в том, сколь широко у кого понятие Родины…
так вы не упомянули и то обстоятельство, что Захаров и Лермонтов были друзьями…
Как и почему?
Вероятно, странно…
но, как говорится, никто созерцающий нечто лучше, чем некто созерцающий ничто…
в данном случае, пытаясь понять, как и почему, мы с вами созерцаем ничто… и не факт, что будучи кем-то…
Что то не понял..)
Вообще то об этом тоже вскользь в тектсте Маркелова было…., но я подсократил текст, дабы не загружать пост..))
Тысяча людей — тысяча мнений…
это был ответ на пост выше. Не вам)
Жаль, что фильм по киноповести «Захар из чеченцев» так и не был снят.
Да жаль…(( Cам я киносценарий не читал….Рассказывали, правда, что он оставляет желать лучшего…. Тем не менее….
А жизнь и судьба этого живописца( как и история Дады-юрта)… довольно таки трагична … К слову…. , у Захарова есть и автопортрет. Он изобразил себя в бурке и в папахе, которых он не носил в жизни…. И главное в этом автопортрете (на мой взгляд) — глаза…. — грустные, грустные…
Прямо как у врубелевского Пана.:-)
Не совсем по теме..
Кстати, всегда обращал внимание, что был распространено, что офицеры брали на воспитание пленников-кавказцев .
А про черкесов — хорошо заметили. Тогда точно в литературе всех кавказцев черкесами называли. У Лермонтова и в «Герое нашего времени» черкесы…
Ну, не свосем уж всех путали. Грузин чётко выделяли, армян. А так были и «злой чечен», и «пуля осетина».:-)
Черкесами, вероятно, называли все адыгские племена. т.е. Западный Кавказ.
Насколько мне известно «черкес» означает «головорез», и так действительно называли все кавказские народы… уж северокавказские наверняка…
Потому то черкесы сейчас считают, что именно они занимали территорию от Каспия до Черного моря….))
Да, скорее Вы правы, черкесы не про все народы Кавказа, но зачастую любого кавказца назвать могли черкесом
Когда впервые читал биографию Петра Захарова, подумал о другом совпадении. А.П.Ермолов гордился (и упоминает об этом в своих записках), что является потомком Чингисхана. В приниципе, может быть это подражание Чингисхану — брать на воспитание детей, чудом оставшихся в живых в уничтоженных им городах.
Конечно, сценарий шедевром назвать трудно. Но сейчас и сайт «Нахской библиотеки», на котором он был размещен, не функционирует.
А автопортрет П.Захарова на реставрации? Сурово с ним обошлись:
http://www.doshdu.ru/paragraph.html?sel=1187763252
😦
Понял:).. Извиняюсь… Дошло до жирафа)))
Имеется в виду что?
Да уж…На реставрации… Будем надеяться… на…((
Я говорил о явлении воспитании как таковом, а не конкретно у Ермолова.
В любом случае, не думаю, что корректное сравнение с Чингисханом.
Глаза.
Ой, да вряд ли.:-) Вряд ли Чингисхан занимал столь большое место в его сознании. Просто это довольно естественно — что ещё делать было?
Это при том, что я ещё забыла пушкинского «Тазита».
Извиняюсь…Вы не правы…»Черкес» — не обозначает «головорез»… Вот как этот термин трактует Википедия…
«Черкесы — автохтонный народ западной и центральной части Северного Кавказа. Черкесы, адыги — синонимы, соответственно, иноязычное название и самоназвание.»….
В этом ключе… трактовка термина «черкес» в литературе (да и в обществе) до нач. 20 в. в смысле «всех кавказцев черкесами называли»… более верная и точная.. Знаю это не понаслышке,…ибо сам живу на Кавказе..))
Вообще то… Обычай брать аманатов (заложников)…. по тем временам было довольно распространенным явлением… К примеру… таким же заложником был и сын имама Шамиля – Джэмаллэдин… ( тоже довольно грустная и трагичная история)… И примеров таких масса… Хотя… (справедливости ради) следует отметить, что здесь немного другой случай… И Чингисхан, думается, здесь вряд ли при чем..
Понял…Согласен… Спасибо..)
По поводу… Не путали…, но называли… И примеров этому в литературе масса… Это… как… «индейцы» во времена покорения Америки…. Были племена «Сиу», «Аппачи» и т.д….., а в целом…!индейцы»…
Точнее … представителей Северного Кавказа…))
Нуууу… не надо так уж…. Факт что было….И с той , и с этой стороны… И нет здесь ни намеков. ни иронии… А если Вам интереснее подводить под это «подражание Чингисхону»…. Пожалуйста… хоть «под Македанского»…. Имеете право…
Кстати.. В этом ряду можно вспомнить и про генерала А. Чеченского-героя Отечественной войны 1812 года взятого на воспитание русским генералом Николаем Николаевичем Раевским, которого в подражании Чингисхану вряд ли можно заподозрить. (Сам он об этом ни разу не говорил)…. Почитайте.. http://dumm.ru/new4/new42/new421/
То западного говорят, то точнее северного.
Сами тут друг с другом все время спорят ))
А потом удивляются, чего всех черкесами называют 😉
))))))))))))))
Меня с какой радости в кавказцы занесли?:-)
В своих записках А.Ермолов про родство с Чингисханом упоминает неоднократно. И гордился тем, что на переговорах в Персии нагнал на местных придворных страха рассказом об этом.
Но я говорю — это мои личные ассоциации. Ничего утверждать не могу.
Вы уже всех табризов забанили? 😉
Спасибо, очень интересно! У меня как раз возник вопрос о нац-сти Мцыри.
)))
Интересно, а как у них в голове сочетались представления «русские — плохие, они убили моих родителей» и «русские — хорошие, они меня вырастили, воспитали, дали образование»?
Не знаю как это сочетается, но был у меня один знакомый (учились в одном универе в Москве, жили в одной общаге). В первую чеченскую войну, на его глазах, солдаты убили его отца, причем жестоко (была тогда такая «мода», класть гранату без чеки в разрезанный живот…заживо). Извиняюсь за подробности, но без них картина пережитого им не полна. А мать этого парня умерла на его руках…не выдержала. Так он больше дружил с русскими, на много больше, нежели с нами, его земляками. Вот и гадай, что у него в голове. (Даже притом, что после потери родителей, воспитывался в семье родственников, то бишь Чеченцев)
L.Gudaev
у вас в статье ошибка ,журналист Гелани ЧАРИГОВ это Гелани Часыгов.
Жил за богатырём.